+7 977 567-72-77
АНАСТАСИИ СТЕПАНОВОЙ
АКАДЕМИЯ
ОРАТОРСКОГО
ИСКУССТВА

В жизни каждому из нас неоднократно приходилось сталкиваться с критикой. Порой, она высказывается по делу, но далеко не всегда. Как же на нее правильно реагировать?

На критические замечания в свой адрес первой реакцией, как правило, бывают злость и раздражение. Они застилают глаза и мешают объективно мыслить, в этот момент человек оказывается неспособен что-либо слышать и воспринимать. Защитная реакция заставляет его обрушиваться на оппонента волной ответной критики. В итоге такая ситуация приводит только к взаимным обидам и вместо позитивного сотрудничества появляется вражда и отторжение.

Как же тогда реагировать на критику?

Во-первых, стоит понять, что критика бывает как конструктивной, так и неконструктивной. В первом случае вам указывают на реальные недочеты, например, в вашей работе. "В вашем отчете отсутствуют графики, что было прописано в техническом задании. Пожалуйста, устраните эту ошибку!" Подобная фраза является критикой, но является критикой конструктивной, она по делу. Целью такого критического замечания является исправление ошибок в работе, а не задевание чувств подчиненного.

Бывают другие ситуации, когда начальник подходит и говорит: "В этом отчете все неправильно! Нужно все переделать!" В этом случает стоит уточнить, что конкретно не понравилось, задать уточняющий вопрос в ответ:
- Что именно здесь неправильно? Какая-то ошибка в данных?
- Нет, но отсутствуют графики!
- Проблема в графиках? Если так, что в течение дня я исправлю это в отчете.
- Будьте добры!

Своим спокойным ответом вы гасите конфликтную ситуацию, при этом вам удается выяснить, что же именно в отчете не так. Вы выходите победителем из этой ситуации, ведь вы не опустились до злости и обиды, а перевели выпад начальника в конструктивный диалог.

Существует критика абсолютно неконструктивная, которая единственной своей целью являет задеть ваши чувства. Особенно часто подобные явления можно встретить в комментариях в интернете. Необходимо понимать, что подобная критика это внутренняя проблема критикующего, а не ваша. Это его противоречия и неразрешенные конфликты делают возможным такое поведение. А вот впускать или не впускать эту ситуацию в себя – это уже ваш выбор. Иногда верным решением будет пропустить гневный выпад мимо ушей и пройти мимо, особенно когда это касается малознакомых, или незнакомых вовсе людей.

Но что делать, если критикуют ваши близкие, родственники, общения с которыми избежать уже не удастся? В этом случае имеет смысл поинтересоваться, что стоит за постоянной критикой в ваш адрес. Вполне возможно, что критикующий даже и не замечает, что он произносит критику, и очень удивится, когда вы укажете ему на это. Порой следует покопаться и выяснить, какой у человека мотив, что заставляет его все время критиковать? Для выяснения таких, порой весьма глубоких, слоев, порой нужно обратиться к специалисту.

Помните, что для некоторых людей, критика это способ существования. Они думают, что умнее и лучше других, и, исходя из этого, считают возможным делать всем замечания, как бы наставляя их на путь истинный. Конечно, если есть возможность, то бывает лучшим прекратить отношения с таким человеком. Если это ваш начальник, то есть смысл задуматься о смене работы. Если это ваш друг, то подумайте, нужен ли вам друг, который постоянно самоутверждается за счет вас.

Что делать, если Вы столкнулись с критикой?

Если вы чувствуете, что сдержаться не в силах, что вот сейчас вы начнете оскорблять и критиковать в ответ, стоит сделать глубокий вдох и начать в спокойном темпе считать до 10 и обратно. За это время первая волна ярости пройдет, вам станет легче себя контролировать.
Постарайтесь избежать оборонительного тона в диалоге с критикующим. Ваша цель выяснить причину критики, понять, что именно стояло за его словами. Попытайтесь не осуждать говорящего, а спокойно обсудить ситуацию.

Попробуйте встать на сторону критикующего. Может быть, ему действительно есть за что критиковать и осуждать? Попытка понять ситуацию с разных сторон поможет вам составить более полную и объемную картину происходящего, лучше увидеть действительность, что всегда пойдет только на пользу. Способность увидеть ситуацию с разных сторон охарактеризует вас как думающего и взвешенного человека.

Не идите на поводу у желания защищаться, если вас обвиняют несправедливо. Так вы только дадите повод противнику нападать еще больше и интенсивнее.
Помните, что если вы встаете на позицию защищающегося, Ваш оппонент автоматически встанет на позицию нападающего.
В случае, если вы понимаете, что вы закипели и контролировать себя не в состоянии, возьмите паузу. Прекратите разговор и вернитесь к нему позже, в спокойном и уравновешенном расположении духа. Иначе вы рискуете наговорить и сделать лишнего, о чем впоследствии можете пожалеть. Выйдите из кабинета, если это происходит на работе, подышите свежим воздухом.

Задумайтесь о том, нужно ли вам расстраиваться, если в ваш адрес сказали ошибочную критику. Ведь подобное изречение будет основываться на неверном умозаключении, находящемся в голове другого человека. То есть, он неверно подумал, сделал ошибочный вывод, сказал неконструктивную вещь, а расстраиваться будете вы? Стоит ли вам переживать по этому поводу? Этот ведь заблуждение другого человека, а не ваше. И, даже если критика произнесена по делу, то правильнее будет не печалиться, а задуматься об исправлении ситуации. Все мы люди, и все несовершенны, да никто и не ждет от вас совершенства. Разрешите себе и другим совершать ошибки, тогда и отношение к подобным замечаниям поменяется, они перестанут казаться вам настолько обидными и серьезными.
Разрешите себе и другим совершать ошибки, тогда и отношение к подобным замечаниям поменяется, они перестанут казаться вам настолько обидными и серьезными!
Успейте записаться на бесплатный пробный урок
Читать еще больше полезных статей
Made on
Tilda